Самый западный природно-географический объект России
Балтийская коса – это узкая полоска суши, которая отделяет Калининградский залив от моря. Коса выглядит очень красиво благодаря живописным песчаным пляжам и дюнам. В ширину она достигает 300 – 1800 метров в южной и центральной частях и 8 – 9 километров северной. Длина косы составляет 65 километров. Из них России принадлежит лишь 35 километров, остальная же часть природного памятника расположена на территории Польши. Коса частично покрыта лесами, с российской стороны она отделена от суши каналом, по которому ходят суда.
Балтийская коса является местом расположения самой западной точки России, координаты которой - 19 градусов 38 минут восточной долготы. В 2007 – 2008 годах в северной части косы работала узкоколейная железная дорога. Она интересна тем, что была самой западной железной дорогой в нашей стране.
Балтийская коса вчера и сегодня
Появление Балтийской косы стало возможно благодаря уникальному природному явлению - геологической аккумуляции. На протяжении долгих лет морские волны и береговые течения передвигали песок к берегу, а ветер сносил его на косу, создавая неописуемо красивые золовые отложения – дюны, которые достигают в высоту 30 – 40 метров. Считается, что дюны начали появляться на Балтийской косе около 6 тысяч лет назад после образования Вислинского залива в результате отступления Валдайского ледника.
До Второй мировой войны Балтийская коса находилась на территории Германии в провинции Восточная Пруссия. На месте нынешнего расположения поселков Коса и Рыбачий функционировала база гидросамолетов. Затем территорию заняли советские войска и на косе заработала военная база СССР. Однако вскоре военные покинули ее. До сих пор на Балтийской косе можно увидеть полуразрушенные немецкие ангары, рулежные дорожки и взлетно-посадочную полосу, а также другие элементы инфраструктуры старого аэродрома.
Балтийская коса считается частью Балтийского городского округа. В ее северной части располагаются два поселка, которые носят имена Коса и Рыбачий. Польская часть косы более населенная: на ней находятся деревни Пяски, Крыница Морска и Рыбацкие Конты. Крыница Морска – это довольно популярный в Польше курортом.
Добраться до Балтийской косы с суши можно на катере "частников". Также ее связывает с континентом автомобильный паром, который ходит раз в 2 часа и вмещает около 20 машин. Впрочем проехать на нем можно и другими видами транспорта, например, вместе с велосипедом. В 1990-е годы сообщение между косой и сушей практически отсутствовало, из-за чего у жителей местных поселков постоянно возникали проблемы с медицинским обеспечением, вывозом мусора и решением других бытовых вопросов. Но со временем переправа заработала стабильно, поэтому сейчас никаких сложностей у обитателей косы нет.
Балтийск был режимным объектом до кона 20 века, и простому человеку было просто невозможно попасть в город и на косу. Однако создание контрольно-пропускного пункта позволило беспрепятственно приезжать в самый западный населенный пункт страны всем, кто мог предъявить свой российский паспорт. А с 2010 года доступ на косу стал и вовсе свободным. Это не могло не привести к началу развития здесь туризма.
Пока что туристическая инфраструктура на Балтийской косе находится в зачаточном состоянии: здесь есть небольшие базы отдыха, но в основном туристы предпочитают приезжать дикарями. Кстати, здесь есть все необходимое для этого. На Косе можно взять в аренду не только велосипеды, но и палатки и другое туристическое оборудование. Многих привлекает именно первозданность местной природы и отсутствие в живописных местах толп отдыхающих. Но приезжая на Балтийскую косу, нужно помнить, что на ней расположена погранзастава на российско-польской границе, к которой не стоит подходить во избежание проблем.
В последние годы не раз возникали различные проекты по обустройству Балтийской косы. Так, в 2002 году Российская Лига Защиты Животных предлагала создать на ней познавательно-рекреационного парка «Экотехнополис». Однако проект так и остался проектом. А в 2004 году в Польше возникла идея построить на территории заповедной зоны косы судоходный канал, который бы соединил Вислинский залив с Балтийским морем и позволил польским кораблям приходить в порт Эльблонг без попадания в принадлежащую России водную акваторию. Такая инициатива по понятным причинам вызвала недовольство в нашей стране, ведь она не только невыгодна с экономической точки зрения, но и способна нанести вред природе уникального места. Но пока о полном прекращении работ в этом направлении Польша не заявляла.
Оставьте свой комментарий
Login to post a comment
Post comment as a guest