Современный город Балтийск имеет славную и долгую историю. Cтолетия он был известен под названием Пиллау и нередко оказывался в центре крупных военных событий.
Пиллау вырос из небольшой прусской деревни Вограм, первые упоминания о которой относятся к 1258 году. В документах 14 - 15 веков можно найти упоминание и о поселении Пиль или Пиле, название которого произошло, скорее всего, от прусского слова «пилз» - «крепость».
Осенью 1510 года сильный шторм образовал пролив, отделивший Балтийскую косу от Земландского полуострова. Благодаря этому Пиллау стал важным транспортным узлом. Уже в 1543 году на полуострове Хакен появился первый блокгауз – предвестник строительства крепости Пиллау.
В 1626 году Пиллау оказался занят шведскими войсками, которые искали место, где можно было бы построить удобный плацдарм для нападения на Польшу. Именно тогда была заложена знаменитая крепость Пиллау. Правда, достроили ее лишь спустя 10 лет.
В 17 – 18 веках Пиллау неоднократно посещали высокопоставленные персоны. Среди них были и великий курфюрст Фридрих Вильгельм I Бранденбургский, и русский царь Петр I. А в начале 1725 года Пиллау получил статус города и обзавелся всеми его атрибутами, включай герб: он представлял собой красно-голубой щит с серебристым осетром в золотой короне по центру.
В ходе Семилетней войны Пиллау оказался блокирован русскими войсками. С 1758 по 1762 годы город был в оккупации. В это время проводились активные работы по обустройству городской гавани. Так, именно в годы оккупации была поострена «Русская дамба» длиной 450 метров, которая сохранилась до сих пор. Первый русский комендант Пиллау Родион Николаевич Гербель за один год наладил контроль за проходящими по проливу судами и организовал работу таможенной службы.
В начале 19 века Пиллау делили между собой русские и французы. Город несколько раз переходил от одних к другим, но в 1813 году все же остался за Россией - войска под командованием генерал-майора Сиварса без боя взяли город и позволили французам уйти по льду в сторону Бальги.
Середина 19 века стала настоящим периодом расцвета Пиллау. В городе был построен телеграф, появились местные газеты. В сентябре 1856 года начала работу железная дорога до Кенигсберга, десять лет спустя открылась первая кирха. Но в 1901 году, когда был открыт судоходный Кенигсбергский канал, по которому суда могли плыть в Кенигсберг без захода в Пиллау, город стал медленно приходить в упадок.
Пиллау принимал активное участие в Первой мировой войне. Большая часть военного гарнизона городской крепости была призвана на фронт. Возможно, именно из-за этого несмотря на усиленную охрану морского побережья русскому крейсеру «Новик» удалось подорвать несколько немецких кораблей у западного берега Пиллау. В городе был оборудован гарнизон для раненых, на его территории хоронили германских военных.
В 1918 году в Пиллау произошло революционное выступление солдат и рабочих но его жестоко додавили. С 1921 года город являлся базой Германского флота – въезд в него перестал быть свободным. В 1936 населенный пункт получил официальное название «Морской город Пиллау». В это время в нем проживало 10 тысяч человек, а также базировался гарнизон из 24 тысяч военных. До начала Второй мировой войны город постепенно развивался. Был открыт аэропорт, обустроен променад, появилось несколько гостиниц.
Во время войны Пиллау перешел к Советскому Союзу. Случилось это уже весной 1945 года. А уже через год город переименовали в Балтийск. С 1952 года в нем работает самая крупная на Балтийском море база Военно-морского флота России. До начала 21 века Балтийск был закрытым городом, но сегодня этот статус с него снят.
Крепость Пиллау
Одна из главных достопримечательностей Балтийска – это древняя крепость, построенная еще в 17 веке. Это большое пятиугольное сооружение со стенами длиной в 80 метров и пятью бастионами, у каждого из которых есть свое имя: Альбрехт, Кениг, Кениген, Пруссия и Кронпринц. Вокруг стен проложен глубокий ров, за которым находятся пять равелинов: Людвиг, Фальвинкель, Шторхнес, Кронверк и Шинкен-Шанц. Долгое время крепость Пиллау выполняла роль главного европейского банка – в ней хранились как деньги, так и драгоценности.
Главная загадка крепости заключается в расположенных под ней подземных ходах. В ходе Второй мировой войны немецкие солдаты и их командование убежали через них от советских войск. Но выяснять, куда ведут ходы, тогда не стали – их просто засыпали, так как перед уходом немцы установили в них мины.
Оставьте свой комментарий
Login to post a comment
Post comment as a guest