21-22 декабря в Средние века скандинавские и германские народы отмечали праздник зимнего солнцеворота – Йоль (от индоевропейского корня «вращаться» - «поворот года», «время поворота» и т.д.). Этот языческий праздник с приходом христианства не был утрачен и существовал вместе с Рождеством, но сейчас оказался практически забыт.
Для древних скандинавов и германцев Йоль был самым большим праздником в году – по преданию, в ночь с 21 на 22 декабря границы между миром духов и людей стирались и можно было увидеть богов и богинь, побеседовать с эльфами или троллями или даже самим превратиться в нечисть.
В праздничную ночь члены древних кланов собирались в месте и устраивали большой пир, встречая солнце, которое восставало из мрака и начин ало отсчет новому году. Некоторые традиции празднования Йоля перешли и в наши дни. Например, рождественская и новогодняя елка – это ни что иное как символ вечной жизни, которая продолжается и после зимних холодов и бесконечных ночей.
Праздник Йоль длился 13 ночей, носящих название «Ночей духов». Это время считалось временем перехода от одного года к другому. Древние люди считали, что именно во время Йоля богиня Судьбы вращает своей веретено, а боги выбирают жребий для каждого человека.
Кульминаций Йоля считалась самая длинная ночь в году. Считалось, что в это время духи становятся настоящими властелинами земли. Люди не спали всю ночь, зажигая костры и охраняя от нечистой силы. В Йоль нельзя было оставаться одному, чтобы не стать жертвой злых духов. Интересно, что именно в ночь зимнего солнцестояния было принято давать самые искренние клятвы и обещания.
Окончание Йоля приходилось на 6 января по христианскому календарю. Следующий же день назывался Днем судьбы – все, что делалось и говорилось до захода солнца, предопределяло события будущего года.
У разных народов Йоль праздновался в разное время. Но все же большинство исследователей считают правильным привязывать его к солнцевороту и Рождеству, как было уже в христианское время.
Традиции Йоля
Йоль считался у древних германцев днем возрождения Солнечного Короля или Короля Дуба, который согревает землю и пробуждает ото сна семена и корни растений. В честь него на полях разжигали большие костры, благословляли будущий урожай, угощаясь пряным сидром.
В Йоль существовала традиция посылать детей по домам с подарками в виде уложенных в корзины из хвойных растений и колосков пшеницы апельсинами, яблоками и гвоздикой. Фрукты символизировали солнце, ветки сосен или елей – вечную жизнь, а колоски – урожай. Сверху подарки посыпали мукой, которая означала свет и успех.
Дома в Йоль украшали внутри и снаружи омелой и падубом. Они приглашали на праздник людей духов природы. Йольскую ветку падуба весь год хранили около входа в дом, чтобы счастливая судьба не проходила мимо.
На Йоль традиционно пели праздничные песни, жгли специальной йольское полено, украшали ели или другие деревья, дарили друг другу подарки и целовались под омелой. Из древнего праздника проистекает и традиция готовить рождественскую ветчину – древние люди клялись на голове кабана, считая, что такая клятва доходит до самого бога плодородия.
Символы Йоля
В качестве традиционных символов Йоля выступают полено, украшенное тремся свечками, ветки и венки из вечнозеленых растений, плюща и падуба, корзины с фруктами, золотые свечи, молочай. На праздник традиционно готовили и пили горячий эль.
Главное место в празднике традиционно отводили йольскому полену. Его нужно было обязательно спилить на своей земле или принять в подарок, но ни в коем случае не покупать. Полено должно было быть ясеневым – это дерево считалось у германцев и скандинавов священным и ассоциировалось с упоминаемым в мифах деревом Иггдрасиль.
Полено приносили в дом, устанавливали в камине и украшали зеленью, после чего поливали элем или сидром и щедро посыпали мукой. Зажигали камин кусочком прошлогоднего полена, которое специально хранили к новому празднику. Полено должно было тлеть все 12 ночей Йоля. После полено вынимали из камина и хранили на протяжение всего года, чтобы разжечь с его помощью камин на следующий Йоль.
Оставьте свой комментарий
Login to post a comment
Post comment as a guest