Вход
 
 



 

фото с uglov.net

День памяти святого великомученика Власия


24 февраля на Руси традиционно праздновался  Власьев день – день, когда вспоминали святого великомученика Власия. Этот праздник считается главным торжеством в году, связанным с домашним скотом. 

Святой Власий в русской традиции очитался как покровитель скота. В народе он часто именовался «коровьим богом», а самих коров называли «Власьевнами». Чтобы домашняя скотина не болела и хорошо плодилась, в коровниках ставили иконы Власия. Кстати, на иконах святой зачастую изображался в окружении животных. Иногда он стоял рядом с коровами, овцами и лошадьми, а иногда рисовался верхом на коне.

Если у нас Власий был «коровьим богом», то в Белоруссии он считался покровителем коневодства. Поэтому 24 февраля белорусские крестьяне не нагружали своих лошадей работой, а, напротив, готовили для них «праздничную» трапезу. Существовало также поверье, что в день святого Власия коней заезжает домовой. Чтобы скотина не мучилась, к ней привязывали онучи, кнут и  рукавицы.

К Власию как к защитнику скота обращались, если случался падеж животных или другое несчастье. Хозяйки после того как корова или овца приносили приплод, обязательно окуривали их «богородской  травой» и шептали приговор, в котором просили у Власия здоровья телятам и ягнятам. Также к святому часто обращались и в первый выпас скота в новом году, чтобы с животными не случилось никакой беды. 

День святого Власия отмечали на Руси очень широко. Во многих городах было принято гулять три дня, приглашать в гости родню и соседей, варить пиво и покупать водку. На стол подавали пышки и блины, сливочное масло. Считалось, что не праздновать Власьев день – значит накликать на свой дом беду. Существовала даже поговорка об этом: «Кто Власия празднует, у того дом не скудеет».

Но во время веселья люди не забывали и о том, что нужно провести обряды, которые обеспечат благополучие скоту, а, следовательно, и всей деревне. Крестьяне выгоняли животных на улицу, устраивали их ритуальное кормление – хлеб освящали в церкви и скармливали коровам, овцам, коням и другой скотине. А в Орловской области пекли специальные пышки с молочной кашей, которые давали коровам для хорошего приплода и удоя.

Если в деревне к Власьеву дню были больные животные, то во избежание эпидемии проводили обряд опахивания, который по сегодняшним меркам выглядит довольно жестоко. Для этого  заболевших овцу, барана, корову и лошадь связывали хвостами, обходили с иконой Власия и гонят в овраг за село, где забивают камнями со специальным  приговором.  После этого трупы животных сжигали без остатка. По поверью такая жертва должна была отвести «коровью смерть» от села.

 В некоторых регионах обряд опахивания не осуществляли, а просто не работали во Власьев день, считая, что это предохранит от падежа животных. 24 февраля в церковь приносили сливочное масло и клали его перед иконой святого Власия. В этот же день обычно начинались торги, где продавали скот.

По крестьянскому календарю Власьев день был днем, когда отступают зимние морозы.  Считалось, что после праздника бывает не больше трех морозных дней. 

Наши предки верили, что Власий покровительствует не только скоту, но и земледелию и ремеслу. Так, наутро после праздника на улицу выставляли зерно для посева – считалось, что оно будет лучше всходить, тронутое власьевским морозом. Также поступали и с пряжей, веря, что святой сделает ее белее и за нее можно будет выручить больше денег: «Позорнишь пряжу после Власия – будешь с деньгами на Маслину». 

Олеся Хромченкова

Оставьте свой комментарий

Post comment as a guest

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

 
          

   
 

 

 

 

 
 

Общага FM