Вход
 
 



 

Собрав все камни Беларуси


На восточной окраине Минска - столицы Республики Беларусь, между Академгородком и микрорайоном Уручье-2 раскинулся Музей валунов. Находится он в пойме реки, которая протекала в этих местах много лет назад. Музей валунов это одновременно и парк. Именно здесь и предпочитают отдыхать минчане. Коллекция камней музея – это более 2000 ледниковых валунов, собранных со всей территории Беларуси.

Форма музея

Удивительна форма музея. Огромные валуны и камни поменьше точно повторяют карту страны. Группы камней обозначают крупные населенные пункты Беларуси, тропинки – транспортные пути, а в дорожках угадываются реки Синеокой. А границы импровизированной карты очерчены низкорослым кустарником.

Цепь наиболее крупных ледниковых глыб - Аллея валунов соединяет микрорайон Уручье-1 с Академгородком.

Северо-запад парка украшает экспозиция «Питающие провинции». Юго-восток – «Петрографическая коллекция» - круг, обрамленный пешеходной дорожкой.

На выложенной валунами карте сохранены все детали и особенности рельефа страны.

Примечательно, что самые интересные валуны расположены в тех местах, откуда они «прибыли».

Немного истории

История возникновения музея началась в 1976-ом году. Замысел принадлежал ученым-энтузиастам из Института геохимии и геофизики Национальной академии наук Беларуси. Тогда в Минске была создана научно-техническая геологическая экспедиция. Свыше 2000  валунов появилось спустя 5 лет на территории музея. Главной целью создателей было сохраннее наиболее интересных экземпляров.

До создания музея, на территории, где он сейчас находится, было болото. На его месте в 1985-ом году появилась площадка, вместившая привезенные камни. Но своего благоустройства музей дождался лишь спустя 16 лет.

В гости к «Деду» и «Борисовым камням»

Многие валуны имеют историко-культурную ценность. Некоторые использовались для различных ритуалов. Например, камень «Дед» был привезен с древнего языческого капища. Это капище существовало в середине 19-ого века в центре Минска.Камень «Дед» в Музее Валунов в Минске

Вообще, капище – это место поклонения языческим богам.

«Деду» приносили пожертвования, в капище приходили страдающие бесплодием женщины и свято верили в то, что исцелятся.

Еще одна «каменная» ценность музея – «Борисовы камни» - огромные валуны с высеченными на них шестиконечными крестами и надписями, например, на одном из них – «Господи, помоги рабу своему Борису». Эти надписи были сделаны по приказу полоцкого князя Бориса Всеславовича.

В народе эти камни называли Борис – Хлебник, Писаник, Борис-Глеб.

Происхождение камней

Версий происхождения и значения надписей немало.

Например, выдвигалась версия, что на камнях обозначены символы борьбы новой веры с язычеством. То есть Борис, высекая кресты, будто бы боролся со старой верой и вместе с тем увековечивал свое имя. Тогда камни использовались для поклонения языческим богам, обычно рядом с ними разжигали жертвенные огни.

 

Также некоторые ученые сошлись во мнении, что название одного из камней – Борис-Хлебник связано с сельскохозяйственным праздником первых всходов яровых. Возможно, повлияла схожесть камня с караваем хлеба.

В мае 1128 года страшный голод обрушился на Великое Княжество Литовское. Поэтому в умах ученых появилась мысль – а может, это не совпадение, ведь на части камней крест появился мае 1128-ого года.

Борис - полоцкий князь, который повёл войска Княжества на балтийские племена ятвягов и земгалов в 12 веке. Крест – это просьба помощи у Бога в тех страшных походах. Тем более, что места нахождения камней совпадают с траекторией движения войск.

У села Красавка когда-то стоял камень с надписью «Да не убоится душа моя врага моего с твердою рукою десницы отрасль Святополка Александръ».

 

Помимо этих камней в парке валунов есть и знаменитый «Крест Стефана Батория» и культовые камни-следовики.

Камни рассказали бы

Почти все полоцкие камни были уничтожены. Некоторые из них взорваны в 19-ом веке, остальных уничтожили в 20-ом веке, в советские времена, борясь с верой в бога.

Предпринимались попытки «избавиться» и от «Деда».

 

В 1870-е годы этот камень мешал строительству Минской железнодорожной станции и застраиванию Лодочной улицы. Тогда жертвенный огонь часто тушили (огонь играл важную роль в языческих обрядах), камни сбрасывали в воду. «Деду» «повезло»: в капище обряды совершал знахарь Севастей. В народе – «Волшебник». Он и откупился большой суммой денег и бочкой меда.

Гонения на «Деда» продолжились в 1880-ом. Священнослужители потушили огонь, спилили дуб «Волот» (деревья играли важную роль в совершении обрядов). Севастея прогнали, окрестили по-христиански и установили крест. И при церкви стал служить отец Яфимий. Люди стали ходить в церковь. Но, привыкшие к поклонению камню, заболев, продолжали ходить к знахарю. Выздоровев, в праздник или в святое воскресение, шли в церковь замаливать грехи.

Вскоре оказалось, что Яфимий - конокрад, бежавший из тюрьмы. Пожертвованиями, собранными в церкви при камне он также не побрезговал.

 

Музей валунов в Минске

Найти ему замену было не просто. Священники и дьяки, приходившие на его место, в один голос утверждали, что при камне собираются черти, что там живет ведьма.

Волшебник Севастей умер в 1904-ом году, в возрасте более ста лет.

Похоронили его на специальном кладбище, предназначенном для язычников. После Севастея в капище стал хозяйничать его сын. Огня при камне больше не разжигали, не было и служб и молений. Новый хозяин молельни был репрессирован в 1927 году. Камень «перекочевал» в музей, где сейчас он находится обособленно от других экспонатов.

Кристина Олесик

Оставьте свой комментарий

Post comment as a guest

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

Читайте также:

 
          

   
 

 

 

 

 
 

Общага FM