Вход
 
 



 

Верные помощники моряков


Помните, как в детстве родители читали нам стихи Маяковского: «Дети, будьте как маяк! Всем, кто ночью плыть не могут, освещай огнём дорогу». Сегодняшним малышам долго придется объяснять смысл этих строк – увы, но маяки постепенно становятся достоянием прошлого. А ведь благодаря маякам миллионы морских путешественников не сбивались с правильного курса даже в самый серьезный шторм, тысячи судов находили дорогу к дому.

Маяки – ориентиры для моряков. Их издавна строили в виде высоких башен, чтобы они были видны на максимальном расстоянии. Ночью на маяках зажигали огни, чтобы путешественники могли даже в кромешной тьме знать, в какой стороне находится берег и безопасно ли к нему подходить. Наши предки долгое время использовали на маяках открытый огонь – костры или факелы, на смену им пришли керосиновые и бензиновые лампы, а затем и электричество. В 1820 году были на маяки стали устанавливать линзы, которые увеличивали дальность света. Сегодня на маяках используют мощные лампы накаливания. Кроме того на многих маяках установлены и системы звуковой сигнализации, которые позволяют судам ориентироваться даже в густом тумане, через который не видно световых сигналов.

Предпологаемый внешний вид Александрийского маяка

Самые знаменитые маяки мира

Самым известным в мире маяком по праву считается Александрийская или Фаросская башня, которая входила в число семи чудес света, пока не была уничтожена в 317 году. Ее строительство велось с 283 по 247 год до нашей эры. Трехъярусное сооружение высотой 120 метров до сих пор поражает воображение своей масштабностью: длина одной стороны маяка составляла 30 метров, первый ярус высотой в 60 метров был выполнен из камня, а башня над ним – из мрамора. На вершине маяка постоянно поддерживался огромный костер, дрова для которого по пологой лестнице завозили на запряженных ослами повозках. Чтобы свет от маяка был виден как можно дальше, башня была оборудована огромной системой зеркал. Интересен тот факт, что автор проекта Александрийского маяка вопреки запрету фараона оставил на башне свое имя - Сострат Книдский. Он написал его под слоем штукатурки, и поэтому не был наказан суровым правителем.

Геркулесова башня, фото сайта spaincenter.org

Еще один известный маяк - испанский Torre de Hercules («Геркулесова Башня»). Он был построен во втором веке нашей эры и используется по прямому назначению и сегодня. Огромная каменная башня высотой чуть более 50 метров выглядит впечатляюще – сразу видно, что она будет исправно работать еще не одну сотню лет.

Нельзя не отметить и маяк на японском острове Эношима. Он долгие годы был самым обычным и ничем не привлекал внимание, но в 2003 году его отремонтировали, превратив в самое настоящее произведение искусства. Сейчас маяк представляет собой башню с открытой винтовой лестницей и цветной подсветкой (ее окраска изменяется каждую минуту). Нет ничего удивительного в том, что на маяк приезжают посмотреть тысячи туристов.

Маяк на острове Эношима

Есть и современные маяки, на которые нельзя не обратить внимание. Например, Ирбенский морской маяк. Он интересен и своими размерами – его высота над уровнем моря составляет около 40 метров – и своим оснащением. Для питания маяка используются три радиоизотопных термоэлектрических установки, а его навигационную систему обслуживает вертолет, для которого на вершине башни оборудована посадочная площадка. Построен Ирбенский морской маяк был в 1985 году.

Маяки сегодня

Сегодня маяки уже не имеют того значения, которое придавалось и веками. Конечно, многие из них еще работают, но для современных морских судов, оборудованных навигационными системами, уже не является жизненной необходимостью увидеть на горизонте световой сигнал с берега или услышать сирену. По приблизительным подсчетам, количество действующих маяков во всем мире сегодня не превышает полутора тысяч, да и те работают автоматически – смотрителю больше не нужно подниматься на башню и зажигать огонь.

Многие маяки сегодня переквалифицировались в музеи. Желающих посетить их много, ведь за маяками издавна закрепился шлейф романтизма и загадочности. Так, в Португалии у подножья маяка Санта Марта оборудован музей, где можно увидеть своими глазами инструменты древних смотрителей маяков – лампы и светильники, линзы. Интересен и Крымский музей маяк, где выставлено не только маячное оборудование, но и другое морское снаряжение: якоря, компасы и т.д. Музеи маяков есть в США, Японии и других странах мира. В России переоборудованных в музеи маяков нет, но всегда можно отправиться на экскурсию, например, по фортам Кронштадта, где можно увидеть сразу несколько маяков.

Огромное количество маяков по всему миру сегодня находится в плачевном состоянии. Только в России более 200 маяков, которые являются объектами морского и культурного наследия, сейчас пребывают в самом плачевном состоянии. Хочется верить, что в ближайшее время этой ситуацией займутся на самом высоком уровне, и через десятилетия мы сможем увидеть маяк не только на картинке.

Олеся Хромченкова

Оставьте свой комментарий

Post comment as a guest

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

 
          

   
 

 

 
 

Общага FM