Вход
 
 



 

Спектакль, которому аплодируют стоя


 «Касатка» - малоизвестная пьеса Алексея Толстого, малоизвестная потому что не избалована вниманием современных постановщиков. Но раньше всё было иначе, её ставили и ей аплодировали стоя.

Впервые «Касатка» была поставлена в год своего написания в 1916-ом в Московском Драматическом театре. Тогда она пользовалась большой популярностью.

Весной 1917 года пьеса была сыграна артистами московского театра Незлобина, а летом этого же года – Архангельского драматического театра. Спектакли возобновились в 1922 году в Василеостровском театре в Петрограде, а в 1923 году в Таврическом Петроградском театре и в Московском драматическом театре «Комедия». 1930 - 1940-е принесли спектаклю особую популярность, в то время он ставился во многих театрах Советского Союза.

Спустя почти век эта пьеса продолжает собирать зрительские овации, но уже в современном прочтении питерского режиссёра Семёна Спивака. Именно его «Касатка» номинировалась на премию «Золотой софит» и выдвигалась на соискание Госпремии РФ 1999 г., а также стала лауреатом Первого Международного Театрального фестиваля в 2000 году.

26 сентября молодёжный театр на Фонтанке снова покорял Москву, снова потому что впервые москвичи увидели этот спектакль ещё в 2001, и тогда ему аплодировали стоя. В этот раз артисты выступали на сцене Российского  Молодёжного Академического Театра.

Едва не сорван

Зал полон зрителей, гаснет свет, актёры уже на сцене и пора начинать, но разговоры продолжаются. В партере в этот вечер жарко, в нескольких рядах гостям продали билеты на одни и те же места, свободных кресел нет и пересесть невозможно, этот конфликт едва не срывает начало спектакля. Через несколько секунд проблема решается дополнительными стульями, поставленными в проходе. Звучат аплодисменты, прожекторы направлены на сцену, рукоплескания смолкают, и начинается действо.

«Касатка» Спивака

На кровати сидят двое, это Мария Косарёва по прозвищу Касатка и князь Вельский. Веселье в полном разгаре, они пьют вино и играют в карты.  Возле кровати Стивинский – шулер и их гость, он с лёгкостью обыгрывает их в карты. Веселье сменяется отчаянием, проигрывая последнее, герои думают о том как жить дальше и не находят ничего лучше чем поехать в деревню к тётушке и сменить  городской воздух на деревенский. Обычная поездка оборачивается открытиями для героев, они обретают себя, понимают чего действительно хотят и раскрывают свои чувства. Внезапно нагрянувшая любовь меняет жизнь героев и их самих. Вначале равнодушные к жизни и людям, затем измученные невозможностью быть с любимыми и затем счастливые герои - так их образы получаются более полными и живыми.  А незатейливый сюжет делает пьесу доступной и понятной для понимания любому зрителю.

Постановка Спивака мало отличается от оригинала-пьесы, написанной Алексеем Толстым. Конечно, местами текст героев изменился хотя бы потому что у образованной интеллигенции уже давно прошла мода на французский язык да и многие слова с начала века успели устареть.

Почти неизменными остались речи Желтухина, интересно, что эту роль в одной из первых постановок исполнял сам автор Алексей Толстой. Он очень любил эту пьесу. «Ни одну пьесу я не писал так легко и весело, как «Касатку» - писал он. Образ Желтухина сам по себе очень интереснен, потому что не ясно кто это, то ли слуга, то ли друг, но в любом случае персонаж без которого пьеса бы пресной и не такой живой. Здесь эту роль исполняет Сергей Барковский, исполняет ярко и ёмко.

И лишь один образ у Спивака отличается от оригинала – Раиса, которую играет Зоя Буряк. Читая саму пьесу, никак не представляешь её такой. У Толстого это «малютка, кроткое существо», юная девушка, у Спивака героиня превращается в молодую женщину пышных форм. Зоя Буряк придаёт образу Раисы абсолютно новые черты. Впрочем, за время спектакля начинаешь думать, что Раиса должна быть именно такой.

Заслуживает внимания и обстановка на сцене. Бежевые оттенки костюмов героев, кружева, обеденный стол, огромная яблоня на заднем плане - всё это придаёт спектаклю особый домашний уют, как будто находишься в гостях вначале у друзей, а затем у какой-нибудь далёкой родственницы.

Лёгкий и живой, добрый и правдивый спектакль по достоинству оценили зрители. Полный зал аплодирует стоя, а артисты по нескольку раз выходят на поклон.

Спустя почти век эта пьеса по-прежнему заставляет радоваться и грустить, удивляться и сопереживать, смеяться и плакать, потому что есть в ней что-то доброе, правдивое и актуальное во все времена.

Анна Кузьмина

{gallery}/morfeoshow/____________-6560/big/,limit=0,width=200, height=200, displayarticle=1{/gallery}

Фото с сайта театра mtfontanka.spb.ru

Оставьте свой комментарий

Post comment as a guest

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

Читайте также:

 
          

   
 

 

 

 

 
 

Общага FM