Вход
 
 



 

Американская идея в российском исполнении


Российское телевидение в последнее время всё больше напоминает американское. Каналы покупают либо уже готовый иностранный б/у продукт вроде тех, что сейчас часто крутят на «МТВ» и «Муз-тв», либо - идею. Пример тому многочисленные ситкомы на «СТС» (ситуационные комедии, пришедшие к нам из тех же США). У нас идея обрабатывается, проходит адаптацию под российского зрителя и переснимается уже с нашими актёрами. Но некоторые каналы покупают весьма сомнительные б/у продукты.  

Идея передачи «Детектор лжи» также была заимствована из заграничного опыта. Использовать полиграф в телешоу придумали в Колумбии, идею переняли американские коллеги и создали программу «The Moment Of Truth», позже подобные шоу появились в 25 странах мира. Формат мы заимствовали, но почему-то не адаптировали для российского зрителя. Программа до сих пор кажется чуждой для нашего менталитета, у нас в пору чай с бубликами распивать, как это происходит в программе «Пока все дома», всеми любимой и тихо ведущей своё существование на нашем телевидении и поныне. 

«Детектор лжи» на нашем телевидении

Программа «Детектор лжи» не является уникальным явлением для нашего телевидения. В использовании полиграфа уже был замечен телеканал ТНТ в программах "Дом-2" и в "Cosmopolitan. Видеоверсия". А на ДТВ в шоу "Только правда!", где героями также становились представители из народа и некоторые звёзды шоу-бизнеса, их правдивость проверяли  с помощью технологии ПГА (Послойный голосовой анализ).Фото с 1tv.ru

Но подобная тематика и формат передачи всё-таки не свойственны нашему менталитету. Жена, выпытывающая информацию о том, где был муж методом скалки, произвела бы большее впечатление, чем ведущий с вечно суровым выражением лица, вероятно продиктованным правилами программы. Поэтому передача «Детектор лжи» до сих пор остаётся чужой среди своих. Разваливает семьи, рушит годами построенные человеческие отношения.

О самой передаче

Суть программы состоит в том, чтобы честно отвечать на все, пусть даже некорректные и неэтичные вопросы. За каждый честный ответ участник получает вымышленную сумму, кстати сказать, уровень честности здесь определяет автомат. Сумма из вымышленной может превратиться в реальную только после того, как участник по своей воле выйдет из игры.

Начинается программа с прямо-таки адской заставки, раскрашенной в тёмные и мрачные цвета. Открываются красные двери лифта, напоминающие двери в ад, после перед зрителем предстаёт шахта этого лифта - пропасть с механизмами вроде мясорубки, но тут проблеск надежды на что-то хорошее - свет в конце тоннеля, но свет ведёт к пустому креслу, с бегающим вокруг него электрическими зарядами. Ну чем не электрический стул?

Участникам предстоит пройти 21 круг ада – ответить на 21 вопрос, но по правилам они всегда могут продать свою честь по меньшей цене, то есть забрать деньги и закончить свои мучения раньше. Но почему-то многие считают, что раз уже начали марать свою репутацию, то надо это дело продолжить и возместить себе моральный ущерб миллионом рублей.

 «Связанные одной целью, скованные одной цепью»

Одни из последних выпусков программы (№ 21, вышедший в эфир 5.2.2011 и №22 – 12.2.2011) связаны одной тематикой, в обеих речь идёт о преподавателях. Педагог начальных классов Анна рассказывает, как справляла нужду в общественном месте, а учитель информатики в средней школе Алексей - о том, как любит смотреть детскую порнографию и о своих маньяцких наклонностях.

В первом случае речь идёт о героине-девушке. Ей по сравнению с её коллегой достаются достаточно гуманные вопросы вроде: нравится ли вам брат мужа и были ли мысли отдать приёмного сына в детдом?

Да и родные героини поддерживают и подбадривают её на протяжении всей игры, наполняя студию смехом, удивительно, но эта программа получается даже немного с позитивным душевным оттенком. Поделившись подробностями личной жизни, девушка уходит не с чем. Последний вопрос, звучавший так:  «Если муж попросит вернуть сына в детдом, вы это сделаете?» ставит её в тупик. Эту гипотетическую ситуацию ей явно непросто представить, что уж говорить о том, что бы она сделала.

Для Алексея программа складывается иначе. И вопросы жестче и ответы более шокирующие. Его близкие до последнего продолжают оправдывать героя и его действия. А вот  зрители в студии напротив - негодуют. Против героя настроены не только студия, но и психологи Ева и Анетта. Вместо того что поддержать, они видят в нём не своего пациента, а психа и маньяка, который не должен жить в обществе. Приглашённый гость тоже явно не в восторге от героя, он сравнивает его с хичкоковскими персонажами. В этом выпуске смех родных и самого Алексея больше похож на нервный, а в конце программы герой выглядит совсем потерянным.

Программа нарушает все возможные этические нормы, задавая подобные вопросы кому-нибудь бесплатно на улице, любой человек рискует получить по шее, но здесь всё иначе.

По правилам, сколько получит человек за свои откровения, всё или ничего, определяет детектор. Но в последних выпусках герои не получили ничего, кроме сомнительной славы на всю страну и возможность разругаться с родными и уйти с прошлой работы.

«Детектор лжи» - психологический проект

По мнению авторов, проект носит психологический характер. Для большей убедительности в этом в программу стали приглашать теперь и психологов.

 Большое психологическое давление оказывается на участников. Суровое лицо ведущего, который никогда не подбодрит и не позволит расслабиться, а лишь задаст более подробный вопрос. Как, например, в последнем 22 выпуске программы, после вопроса: «Будучи взрослым, ходили ли вы обнажённым в общественном месте?», Андрей Малахов, должно быть, из любопытства «этично» уточняет «А зачем вы ходили голым?».

Поддержку в программе участник может найти только у своих близких, но когда им приходится выслушивать неприятные откровения в свой адрес, порой отворачиваются и они.

«Детектор лжи». Наше воплощение иностранной идеи

В раскрытии героя ведущий имеет самую последнюю роль, так как здесь под  психологическим воздействием студии, зрителей и долгих пауз либо герой сам раскрывается и рассказывает что-то о себе, либо уходит в себя и старается вообще никак не комментировать свои ответы.

Да и сама работа ведущего тут по минимуму. Вопросы читает с экрана, чтобы вспомнить номер вопроса заглядывает в свои записи, в начале, произносит одни и те же фразы, текста у него по минимуму, гости, пришедшие задать вопрос, иногда говорят больше ведущего.

Что касается эмоционального воздействия на зрителя, то здесь всё работает очень хорошо и слаженно. Напряжённая обстановка в программе создаётся при помощи долгих пауз перед вынесением решения компьютера, слабого освещения, обилия крупных планов, тревожной музыки - нагнетающих обстановку.

Операторская работа имеет хорошее качество и соответствует формату передачи. В частности зал снимается общим планом, чтобы показать, как здесь много сидит людей и продемонстрировать все световые возможности студии. При озвучивании вопроса ведущим, Малахова никогда не снимают крупным планом, всё издалека, также и с гостями - актёрами, которые приходят задать вопрос, также и с приглашёнными психологами. А вот при ответе на вопрос появляется огромное количество крупных планов, показывают глаза отвечающего и его родных, чтобы передать их эмоции и мимику. В выпуске № 21 много кадров с жестикуляцией героини. Крупные планы перемежаются со средними и общими. При съёмке используются несколько камер как статичных, так и на специальной движущейся основе.

Программу можно поделить на несколько частей. Начало – это простые вопросы и спокойная пока атмосфера, середина – это вопросы, ответы на которые вызывают шок у родных героя - это пик эмоционального напряжения, и конец – это, как правило, простые по сравнению с прошлыми вопросы. Между вопросами нет плавного перехода, потому что они очень разные, иногда даже из разных областей жизни.

Целевая аудитория программы – взрослые, сформировавшиеся люди от 25 до 50 лет, (поэтому и возраст героев обычно между 30 и 40 годами) имеющие, как правило, семью и детей. То есть целевая аудитория это мамы, которые уложили детей спать, папы, которые субботний вечер проводят дома, для детей программа не предназначена, так как идёт в 22:30 и предполагается, что в это время они уже спят.

Итог

Программа не несёт человеку никаких знаний, она лишь удовлетворяет потребность человека в жажде зрелищ, как это бывает, когда толпа зевак собирается на площади во время казни колдуна или грешника. Для того, чтобы  «на площади» собралось как можно больше «зевак», сюда приглашают известных актеров. Но настоящий успех программа могла бы иметь, если б на стуле участника сидели нерадивые чиновники и коррупционеры, вот это было бы зрелищно, наша страна потихоньку бы начала избавляться от «раковой опухоли» - коррупции.

В настоящее время программа пропала из сетки вещания «Первого канала». О причинах исчезновения не сообщается.  

Ника Ветрова

Оставьте свой комментарий

Post comment as a guest

0
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

  • Гость - Ника Ветрова

    Прямая ссылка

    Здравствуйте, Борис! Ну во-первых, это не статья, а рецензия на передачу, во-вторых, так можно сказать о любом написанное тексте. Хочется услышать конктерику. Для того, чтобы написать рецезию не требуется ежедневный просмотр передачи, она пишется на основани 2-3 передач.

    около 5 лет назад

Читайте также:

 
          

   
 

 

 

 

 
 

Общага FM