Вход
 
 



 

 Эскимосская лодка для охоты в современном водном туризме


История водного туризма началась за множество тысячелетий до нашей эры – когда человек впервые вышел на воду,  используя для передвижения дерево или связку сучьев. Первый покоритель водной стихии греб руками и ногами, потом стал помогать себе сучьями. Вот тогда и возник элементарный аналог байдарки – популярного судна для водного туризма.

Чем байдарка отличается от других суден?

Чтобы проследить историю её развития, надо разобраться, чем байдарка отличается от прочих суден. Это легкое запалубленное судно, управляемое и движимое гребцом при помощи вёсел. Весло у байдарки двулопастное, это отличает её от прочих гребных судов. Гребцы, от 1 до 3 человек, при этом сидят друг за другом по направлению движения.
Иногда на байдарке устанавливают парус или навес, но это уже экзотика для искушенных туристов.

Как возникла байдарка?

Возникновение судна такого типа уходит в древность и не зафиксировано. Европейские мореплаватели впервые  встретились с таким типом суден, когда впервые встретились с полярными народами. Эскимосы, чукчи, алеуты  и другие использовали лодки из кожи морских зверей, в основном тюленей, натянутой на каркас из дерева или костей. Местное население использовало эти лодки для морской охоты. Эскимосы выходили на 3-х местных байдарках в открытое море, где охотились на китов. Лодка прекрасно справлялась с непростой задачей, что подтверждает  её высокие мореходные свойства. Были у древней байдарки и родственники: байдары – многоместные судна и каяки – одноместные, закрытые сверху лодки. Байдарки на 1 – 3 человек, закрытые сверху поясным передником гребца, применяли в основном для охоты. Многоместные лодки с однолопастными веслами служили, в основном, транспортными средствами, а также применялись в охоте на китов. Древние байдарки обоих типов использовались местными жителями от Восточной Сибири до Гренландии.
Но не только северные народы выходили в моря и реки, а значит, изобретались и другие виды суден. Всевозможными лодками, пирогами, челнами были и у коренных жителей Африки, Южной Америки, в Канаде. Бразильские индейцы передвигались по рекам, охотились, переправляли груз на пирогах, выдолбленных из крупных стволов деревьев, в Перу, на острове Пасхи использовали лодки из камыша.

Всё это прототипы современных каноэ и байдарок. Археологи нашли следы «водного туризма» и в Древнем Египте. Они расшифровали изображение двух лодок, сделанное на надгробной доске около 2,4 тыс. лет до н.э.. Вероятно, лодки должны были переправить умершего в царство мертвых. Обе лодки на изображении весельные: у одной они укреплены на бортах, весла другой – в руках гребцов.

Виды плавательных средств

Новые суда создавались по мере появления потребности плавать в другие более широкие или узкие, глубокие или мелководные места. Так плавая по мелководью, можно было направлять лодку при помощи шеста, а вот в глубокой воде, при сильном течении или волнах управлять лодкой можно было лишь сидя, при этом гребли коротким веслом с одного борта – это был аналог каноэ. Узкая лодка позволяла грести сразу с двух бортов, два весла превратились в одно – двухлопастное – и лодка стала подобна байдарке.

Древние славяне активно пользовались речными и морскими путями. Наши предки плавали на многоместных челнах. В этих суднах могло разместиться до 8 тыс. человек. Большие челны использовали для перевозки товаров и грузов. А маленькие легкие лодки использовались в ежедневном быту.

Оснащение современных байдарок

На сегодняшний день байдарки бывают различных типов, и плюс ко всему они ещё постоянно совершенствуются. Так современные байдарки могут быть оснащены рулем с ножным приводом, что заметно облегчает управление в открытой воде, особенно под парусом. Однако в экстремальных условиях, на порожистых горных реках, при сильном течении руль оказывается бесполезен. Здесь современные дивайсы не помогут – нужна сила мышц, выносливость и навыки – лучшие спутники водных туристов на все времена. Также на байдарки устанавливают некоторые типы бензиновых и электромоторов, лодкой при этом движет вращающийся винт. Но моторы используются очень редко, ведь они лишают путешествие на байдарке в своей смысловой и спортивной значимости.

Разборные и неразборные байдарки

Сами байдарки делятся на два типа – разборные и неразборные. Они различаются по своим характеристикам и сферам использования. Неразборные лодки изготавливают из пластика, они используются для преодоления водных препятствий: водопадов, сложных порогов. Как правило, пластиковые байдарки делают одноместными, они не подходят для продолжительных походов, только для экстремальных водных спусков. Одноместная байдарка получила имя своей древней эскимоской родственницы, её называют каяком.

Разборная байдарка появилась в 1907 году, когда поставщик спортивной одежды из Иоганн Клеппер совместно с изобретателем Альфредом Хойрихом выпустил первые складные лодки. В дальнейшем  конструкция разборной байдарки неоднократно изменялась. Но главная находка Хойриха осталась неизменной: лодка разбиралась и складывалась в упаковки, а шкура лодки при сборе шнуровалась, как обувь. Разборные лодки бывают разных типов, в зависимости от технологии изготовления, но принцип у них одинаковый. Разборные байдарки рассчитаны на 1 - 4 места, их используют в водном туризме для прогулок или продолжительных походов по рекам и озерам со спокойной водой. Большой популярностью пользуются надувные и каркасно-надувные байдарки, их главное преимущество – значительно меньший вес, но они теряют в скорости – это лодки для спокойных прогулок. Сейчас в России призводством такого типа байдарок занимается питерская фирма «Тритон». Среди самых популярных моделей «Ильмень» и «Варгуза».

Водный туризм очень популярен, он позволяет проверить себя на крепость и выносливость. Не только спортсмены-профессионалы, но и любители каждый сезон отправляются в опасные и захватывающие водные путешествия. Одни предпочитают длительные походы в спокойной воде, где можно проявить физическую силу и выдержку. А другие - любители экстрима - спускаются по опасным рекам с сильным течением и крутыми порогами, чтобы испытать заряд адреналина и вступить в схватку со стихией. И тем, и другим байдарка дает то, что они ищут.

Елена Вавина

Оставьте свой комментарий

Post comment as a guest

0
правилами и условиями.
  • Комментарии не найдены

 
          

   
 

 

 

 
 

Общага FM